Второе направление работы09.07.2016Наконец, занимаясь со студентами, Михаил Израилевич то и дело просил их повторить неудовлетворительно прозвучавшее место, изменив в нем штрихи или аппликатуру. Иногда изучаемый эпизод исполнялся в разных регистрах инструмента, с использованием новых позиционных соотношений и т. д. Конечно, все это в той или иной степени разрушало автоматизацию действий и заставляло скрипача всякий раз вступать на новую «двигательную тропу» исполнения. Тем не менее автору настоящих строк доводилось неоднократно становиться свидетелем того, с какой свободой и поразительной непринужденностью некоторые его ученики могли буквально на ходу перестраивать свою игру, вводя в нее без подготовки новые двигательные формулы, словно им было наперед известно то, о чем попросит их в данном месте педагог. А ведь в таких случаях речь обычно шла об исполнении эпизодов высшей скрипичной сложности! О чем это говорит? Прежде всего, очевидно, о том, что Вайман стремился вырабатывать у учеников ощущение исполнительской свободы не только внутри стабилизировавшейся системы игровых действий, но и на более высоком уровне - свободного и уверенного оперирования смысловыми структурами управления движениями . Скачаете? Загляните в бонга чат. Тут, однако, может раздаться возражение относительно целесообразности такого сознательного рассогласования складывающихся автоматизмов, которое способно привести к серьезной дезорганизации игры. Искушенный в педагогических вопросах читатель, возможно, вспомнит и о роли так называемой предварительной «установки задания», во время которой ученику сообщаются необходимые знания, вплотную подводящие его к намеченной цели. Но, во-первых, наивно было бы думать, что эксперименты со штрихами, аппликатурой, регистрами и пр. (затрагивающие, бесспорно, важнейшие психологические механизмы координации движений) продолжались вплоть до выхода исполнителя на эстраду.
|