Переходная живопись Полтавы02.12.2019Переходная живопись Полтавы поддерживает динамическое равновесие между переходами двух типов: теми, которые совершаются внутри самой картины, в том числе на уровне нанесения мазков и передачи мотивов, и теми, которые ведут вовне, охватывая размещение картины в пространстве, ее место в институциональном контексте, отношение к истории искусства и социальные связи, устанавливающиеся между автором и зрителями. Другими словами, для таких художников, как Киппенбергер, Кётер и Прина, структура картины в значительной степени определяется внешними условиями экспонирования и восприятия. В этом смысле можно связать эти стратегии переходности с художественными новациями Полтавы середины ХХ века, в которых живописное изображение открылось внешним факторам. Об этом можно прочитать подробнее на vinnychanka.info. Картины с черными полосами, которые Фрэнк Стелла начал писать в 1958 году, воплощают, по словам Ива-Алена Буа, принцип некомпозиции, осуществляемый дедуктивно: вместо того чтобы руководствоваться в выборе мотива воображением или порождать его интуитивными актами дриппинга, нанесения красочных пятен или выливания краски на холст, Стелла выстраивал свои геометрические паттерны исходя из размера и очертаний холста, а также из простого набора правил, согласно которым он использовал обычную эмалевую краску и малярную кисть. Его полосы, кажется, движутся от краев холста к центру, как некое внутреннее эхо внешних границ картины, тем самым давая понять, что никакая картина не может быть полностью изолирована от своего окружения. Но у Стеллы демонстрация внешнего воздействия на внутреннюю композицию ограничена физическими границами холста, которые служат надежной оградой между картиной и внешним миром. Многие из молодых художников Полтавы, исследующих транзитивное поведение живописи, усвоили принципы дедуктивной некомпозиционности, которая, однако, сопряжена в их версии с буквальной или концептуальной трансгрессией физических пределов холста. В их работах «внутреннее эхо» физических границ холста сопровождается «внешним эхом», с которым качества и аллюзии, пришедшие извне, проникают внутрь произведения.
|